«КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ХОРОШО УЧИТЬСЯ»
Цель: способствовать организации сотрудничества родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности обучающихся, значимость и действенность поддержки ребенка в его учебной деятельности со стороны родителей.
Задачи:
1. Выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.
2. Расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми.
3. Отработать с родителями воспитательные и психологические приемы поддержки учебной деятельности ребенка.
4. Выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся.
Ход собрания:
Ребёнок, что тесто, как замесил, так и выросло.
Введение в тему собрания.
Жила-была Красная Шапочка, такая хорошенькая да умненькая, что лучше её и на свете не было. Мать любила её без памяти, а бабушка ещё больше. Раз пошла Красная Шапочка к бабушке. Идёт она по лесу, цветочки собирает, кузнечиков слушает, и вдруг вспомнила, а уроки – то она не сделала, а солнце к вечеру клонится…
Задание для родителей: продолжить сказку, составить 1-2 предложения по цепочке.
Педагог: Родителями не рождаются, ими становятся, и, заметьте, добровольно. Желание родителей – воспитать своих детей так, чтобы потом за них не было стыдно, толкает взрослых на поиски, размышления, споры по вопросам воспитания и обучения. Родители – первые и главные воспитатели ребёнка. Ведь не зря народная мудрость подмечает: яблоко от яблони не далеко падает, он сын своего отца, впитал с молоком матери. Во время обучения ребенка в школе мы (дети, учителя и родители) составляем треугольник. Вершиной треугольника является, конечно же, ребёнок. Его задача – познавая новое, открывать самого себя для себя (что я могу, умею, на что я способен). А задача взрослых – помочь ему в этом очень нелёгком деле. Но некоторые родители считают, что, отправив ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа.
Еще К.Д. Ушинский говорил, что именно на начальном этапе обучения родители должны максимально опекать свое дитя. Их задача вместе с учителем – научить детей правильно учиться. Учеба наших детей – это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чём вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете.
Родительская поддержка помогает ребенку поверить в себя и в свои способности, поддерживает его при неудачах. Наибольшего успеха в учёбе достигают те дети, родители которых осознают, что для получения хорошего образования они должны нести ответственность за учёбу вместе со своим ребёнком и со школой. Для того, чтобы помочь ребенку в сложной для него деятельности, мы должны знать, как это делать.
Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:
- организация режима дня;
- контроль за выполнением домашних заданий;
- приучение детей к самостоятельности.
1. Организация режима дня.
Точный распорядок занятий – это основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т.д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т.д.
Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач. Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок. При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова. Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли.
Важный вопрос в организации режима дня – это организация досуга. Важно не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время. Особое внимание следует уделять пребыванию на свежем воздухе. Необходимо правильно организовать сон. Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший спокойный сон – это основа здоровья.
2. Контроль за выполнением домашних заданий.
Родители должны контролировать выполнение домашних заданий школьниками. Прежде всего, надо постоянно следить за записями домашних заданий в дневнике. После этого важно проверить сам факт выполнения домашнего задания. А затем просмотреть и правильность его выполнения. Взрослые заметили ошибку в тетради – не надо спешить показывать, где она. Ребёнок должен приучаться к самоконтролю.
Важное правило – начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней.
В каком порядке следует учить уроки?
Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими-либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.
Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:
- какая бы погода ни была;
- какие бы ни шли телепередачи;
- чей бы день рождения ни отмечался.
Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо. Оправдания невыполненным урокам быть не может. Для выработки этой привычки нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе как к важному и серьезному делу.
3. Направление помощи – приучение к самостоятельности.
Бесконечное сидение за уроками объясняется неустойчивостью внимания детей, неумением сосредоточиться на одном предмете. В этом случае ребёнок напишет, например, строчку, а затем отвлечётся и начнёт рассказывать о том, что было сегодня в классе; опять вернётся к письму, вновь отвлечётся – начнёт чинить карандаш и т.д. Конечно, это отражается на качестве выполнения задания. Чтобы приучить ребёнка к усидчивости, родители ставят перед ним задачу – уложиться в определённое время, ставят перед ним часы; он же, глядя на них, учится распределять свои занятия по времени.
При проверки домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам. Не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «заставить» работать за себя.
Правила, которыми стоит руководствоваться, общаясь с ребенком.
- Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи.
- Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
- Думайте при ребенке вслух, анализируйте, рассуждайте.
- Думайте с ребенком вместе, планируйте, обсуждайте.
- Научить ребёнка думать – главная обязанность родителя!
Решение проблемных ситуаций.
Предлагаю вам разделиться на две или три рабочие группы (это можно сделать заранее, предложив родителям выбрать листочки трех или двух разных цветов, в зависимости от количества родителей) и проработать ситуации, разрешение которых вызывает у родителей затруднения.
1-я группа. Ребенок не справился с заданием на уроке. Ваша модель поведения в этом случае? Разработайте правила, которые помогут в ликвидации неуспеваемости ребёнка.
2-я группа. Ребенок не хочет выполнять домашние задания. Что необходимо предпринять в этом случае, чтобы помочь ребенку с выполнением домашних заданий?
3-я группа. Ребенок не любит читать и плохо читает, от этого возникает множество проблем в школе. Как приучить ребенка к чтению? Попробуйте составить программу или разработать приемы приучения детей к чтению.
Выслушивается решение, которое предлагает 1-я группа.
После выступления каждой группы педагог даёт рекомендации родителям.
Рекомендации родителям по ликвидации неуспеваемости:
1. Не стоит наказывать ребенка за то, что он не справился с заданием, ведь оценку своих знаний он уже получил, а дважды за одно и то же не наказывают. Ребенок ждет от своих родителей помощи, а не упреков.
2. Покажите, что вы расстроены его неудачей, чтобы ребенок понял, что заставил вас переживать.
3. Расспросите ребенка о причине невыполнения задания. Выслушайте все его доводы. Не выражайте недоверия к его версии, но в то же время попробуйте убедить его, что в этом все же в большей степени виноват он сам, а не учитель, не сосед по парте и т. д.
4. Разберите вместе тот вопрос (упражнение, задание, задачу, параграф), с которым он не справился. Попробуйте объяснить ребенку это задание; если не сможете сделать это самостоятельно, найдите возможность подойти к учителю, чтобы он помог вам. Учитель обязательно должен видеть вашу заинтересованность в исправлении ребенком пробелов в знаниях.
5. Обязательно контролируйте выполнение домашних заданий, особенно по этому предмету. Делайте это в системе.
Вывод: только вместе с родителями ребенок сможет достичь ситуации успеха. Для этого необходимо терпение, контроль, похвала, сотрудничество с учителем.
Решение, которое предлагает 2-я группа.
Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий:
1. Твердо установите время начала занятий. Благодаря этому у ребенка вырабатывается привычка к назначенному часу садиться за уроки, появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе.
2. Разумно определите соотношение времени, отводимого на уроки, прогулку, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.
3. Определите постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни других посторонних предметов, ни даже карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы).
4. Главное правило – начинать работу сразу, не откладывая и не оттягивая. Чем больше оттягиваешь неприятный момент, тем больше усилий потребуется, чтобы заставить себя приступить к выполнению домашнего задания.
5. Необходимо наличие перерывов в работе.
Вывод: только вместе с родителями ребенок сможет научиться выполнять домашние задания, приучится к самодисциплине. Для этого необходимо терпение, контроль, похвала, разумная требовательность, заинтересованность.
Решение, которое предлагает 3-я группа.
Как привить интерес к чтению?
1. Пусть дети видят, что вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, зачитывайте отрывки, делитесь прочитанным и т. п.
2. По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя чтением, вместо того чтобы смотреть телевизор.
3. Покупайте книги, дарите их ребенку и другим членам семьи.
4. Пусть дети сами выбирают себе книги (в библиотеке, в магазине).
5. Создавайте вместе с ребенком детскую библиотечку. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или о космических путешествиях).
В ы в о д: только вместе с родителями сможет ребенок приучиться читать. Для этого необходимо терпение, похвала, родительская заинтересованность.
Тестирование родителей.
Оценка теста.
Посчитайте количество ответов «да».
Каждый положительный ответ оценивается в один балл.
Разделите полученную сумму на 10, получите среднеарифметическое число.
1-й уровень (1 – 0,7 балла).
Вы правильно организуете школьную жизнь ребёнка. Ваш ребёнок имеет всесторонние интересы, подготовлен к общению со взрослыми и со сверстниками. При таком воспитании вы можете рассчитывать на хорошие успехи в учёбе.
2-й уровень (0,6 – 0,4 балла).
У вас могут возникнуть некоторые проблемы в обучении ребёнка.
Задумайтесь, являетесь ли вы чрезвычайно активными, не блокируете ли вы «поле свободы» ребёнка, достаточно ли времени ваш ребёнок общается со сверстниками?
Мы уверены, что ваши размышления помогут определить оптимальную стратегию воспитания.
3-й уровень (0,3 – 0 баллов).
В вашем опыте прослеживается главная ошибка – чрезмерная опека ребёнка, подмена усилий ребёнка собственной активностью. Вы недостаточно даёте ребёнку общаться со сверстниками, мешаете его возможностям приобретения социального опыта.
Надеемся, что ваша самокритичность принесёт успех в воспитательной стратегии.
Мы сегодня убедились, что причин «неуспешной» учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины и избавиться от них можно только при скоординированной деятельности педагогов и вас –родителей. Никогда не надо забывать, что каждый ребенок уникален.
РАДУЙТЕСЬ ТОМУ, ЧТО У ВАС ЕСТЬ ТАКОЕ СЧАСТЬЕ – С КЕМ-ТО ДЕЛАТЬ УРОКИ, КОМУ-ТО ПОМОГАТЬ ВЗРОСЛЕТЬ!
раскрыть » / « свернуть