Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ!!!

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧТО РЕБЕНОК ПОСТРАДАЛ 

ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

Насилие – это применение или угроза применения силы, которое может привести к нанесению телесных повреждений, вреда здоровью, лишениям или даже к смерти. Грубое обращение с детьми можно разделить на четыре категории:

Сексуальные злоупотребления

Принудительная проституция и организованная педофилия – это другие формы сексуальных злоупотреблений, когда ребенка заставляют заниматься половыми актами с незнакомыми людьми и другими взрослыми за деньги, выплачиваемые взрослому сутенеру. Дети в ситуациях вооруженных конфликтов, перемещенные, дети мигрантов и беженцев, дети в интернатах, дети, оставшиеся без поддержки семьи и дети, живущие в бедности, особенно уязвимы ко всем формам сексуальной эксплуатации. Родители, учителя, работники социальных служб и политики – все должны участвовать в защите детей от сексуальных злоупотреблений.

Торговля детьми

Ребенок, ставший жертвой торговли людьми – это любой человек, не достигший возраста восемнадцати лет, которого вербуют, перевозят, передают, укрывают или получают с целью эксплуатации, либо внутри страны, либо за ее пределами. В некоторых случаях детей обманывают, им обещают путешествие и новую школу; в других случаях нищие семьи продают детей за деньги.

 Памятка по профилактике насилия по отношению к детям

• Наблюдайте за положением детей и сообщайте о любом случае насилия;
• Оказывайте поддержку семьям через программы помощи семьям;
• Не молчите! Говорите о насилии, которое испытываете или наблюдаете;
• Выступайте против терпимого отношения общества к насилию;
• Привлекайте внимание к проблеме насилия по отношению к детям;
• Обращайте внимание на симптомы насилия;
• Мобилизуйте школу и общество на запрещение и искоренение группового преследования и других форм насилия по отношению к детям;
• Учите детей защищаться от злоупотреблений и насилия;
• Учите детей ненасильственным методам решения конфликтов;
• Не применяйте насилия.

Рекомендации по своевременному выявлению и информированию специалистами учреждений образования о фактах насилия в отношении несовершеннолетних

Поводом для вмешательства специалистов и изучения ситуации может быть:

– информация от ребенка;

-информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;

-информация от специалистов учреждений образования;

-информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

-результаты медицинского осмотра;

-дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.

1.Признаки сексуального насилия в отношении несовершеннолетних

Работники учреждений образования должны обращать внимание на следующие особенности во внешности и поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему.

1.1.Физические признаки

Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; кроме этого, отказ от еды (анорексия), переедание (булимия).

Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:

• ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить;
• порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
• синяки и / или кровотечение в области половых органов или анального отверстия;
• жалобы на боль и зуд в области гениталий;
• повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;
• инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;
• повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
• недержание мочи;
• болезни, передающиеся половым путем;
• беременность.

Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют «медицинских» следов.

1.2. Изменения в выражении сексуальности ребенка

• странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;
• чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
• сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
• соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;
• необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; мастурбация, трение о тело взрослого и др.).

1.3. Изменения в эмоциональном состоянии и общении

• трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
• внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
• частая задумчивость, отстраненность;
• постоянная депрессивность, грустное настроение;
• нежелание принимать участие в подвижных играх;
• непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
• чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
• терроризирование младших детей и сверстников;
• чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
• возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
• отчуждение от братьев и сестер;
• жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
• амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);
• рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»;
• утрата туалетных навыков (чаще всего это касается малышей), у подростков – равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой, либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»).

1.4. Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки

• прогулы занятий в учреждении образования;
• внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;
• неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);
• принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
• неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
• отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

1.5. Изменения самосознания ребенка

• снижение самооценки;
• отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;
• саморазрушающее поведение – употребление алкоголя, наркотиков, проституция, побеги из дома, пропуски учебных занятий, чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;
• мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки.

 1.6. Появление невротических и психосоматических симптомов

• беспокойность при нахождении рядом с определенным человеком;
• боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;
• сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;
• боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от учебных занятий физической культурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра);
• головная боль, боли в области желудка и сердца;
• навязчивые страхи;
• расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).

Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии

• Отнеситесь к тому, о чем рассказал Вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает о произошедшем очень эмоционально, с подробностями. Эмоции всегда соответствуют пережитому состоянию.
• Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить Вас от болезненных переживаний.
• Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).
• Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.
• Постарайтесь максимально узнать у него точные факты произошедшего. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.
• Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.
• Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.
• Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.
• Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить Вам может оказаться нелегко.
• Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.
• Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал.
• Будьте честны. Объясните ребенку, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, педагогу социальному или сотруднику органов внутренних дел)) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов и помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
• Обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).
• Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже, если нет видимых повреждений.
• Ребенка с умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечно-сосудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать в обязательном сопровождении педагога.
• Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него, ведь он может оказаться и членом семьи/ родителем/опекуном. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
• После окончания разговора сделайте подробную запись.

Помните: интересы ребенка выше всего остального!

Чего не стоит делать

• не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Мама не будет сердиться», «Все будет хорошо». Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит);
• не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия насилия таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к специалисту, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.

 Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним насилии, в значительной степени внушены насильником:

• страх, поскольку ребенок верит всему, что обещает сделать насильник (прогонит их с мамой из дома, убьет любимую собаку, расскажет всем о каком-либо поступке и т.д.);
• низкая самооценка (если со мной это происходит, а с другими детьми – нет, значит, я это заслужил);
• чувство вины (я недостаточно сопротивлялся);
• отчаяние (никто мне не поверит и не сможет помочь, будет только хуже);
• стыд (если я расскажу, все отвернутся от меня);
• отрицание (на самом деле мне не причинили большого вреда);
• любовь (я люблю этого человека и приношу себя в жертву).

Поведение склонных к жестокости родителей (признаки):

• противоречивые, путаные объяснения причин возникновения травмы у ребенка, обвинение в случившемся самого пострадавшего;
• отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц;
• неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преуменьшить;
• эмоциональная холодность в обращении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов;
• обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве;
• негативная характеристика ребенка, возложение на него ответственности за собственные неудачи, отождествление с нелюбимым родственником;
• алкогольная или наркотическая зависимость, признаки психических расстройств или проявление патологических черт характера.

  • Расскажите детям о их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНОнаучить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ»любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
  • Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
  • Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.
  • Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
  • Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.
  • Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
  • В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
  • НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
  • ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно 
    с 6 до 12 лет),
     что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.
  • НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).
  • Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.
  • Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

Разделы сайта