КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧТО РЕБЕНОК ПОСТРАДАЛ
ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ
Насилие – это применение или угроза применения силы, которое может привести к нанесению телесных повреждений, вреда здоровью, лишениям или даже к смерти. Грубое обращение с детьми можно разделить на четыре категории:
Сексуальные злоупотребления
Принудительная проституция и организованная педофилия – это другие формы сексуальных злоупотреблений, когда ребенка заставляют заниматься половыми актами с незнакомыми людьми и другими взрослыми за деньги, выплачиваемые взрослому сутенеру. Дети в ситуациях вооруженных конфликтов, перемещенные, дети мигрантов и беженцев, дети в интернатах, дети, оставшиеся без поддержки семьи и дети, живущие в бедности, особенно уязвимы ко всем формам сексуальной эксплуатации. Родители, учителя, работники социальных служб и политики – все должны участвовать в защите детей от сексуальных злоупотреблений.
Торговля детьми
Ребенок, ставший жертвой торговли людьми – это любой человек, не достигший возраста восемнадцати лет, которого вербуют, перевозят, передают, укрывают или получают с целью эксплуатации, либо внутри страны, либо за ее пределами. В некоторых случаях детей обманывают, им обещают путешествие и новую школу; в других случаях нищие семьи продают детей за деньги.
Памятка по профилактике насилия по отношению к детям
• Наблюдайте за положением детей и сообщайте о любом случае насилия;
• Оказывайте поддержку семьям через программы помощи семьям;
• Не молчите! Говорите о насилии, которое испытываете или наблюдаете;
• Выступайте против терпимого отношения общества к насилию;
• Привлекайте внимание к проблеме насилия по отношению к детям;
• Обращайте внимание на симптомы насилия;
• Мобилизуйте школу и общество на запрещение и искоренение группового преследования и других форм насилия по отношению к детям;
• Учите детей защищаться от злоупотреблений и насилия;
• Учите детей ненасильственным методам решения конфликтов;
• Не применяйте насилия.
Рекомендации по своевременному выявлению и информированию специалистами учреждений образования о фактах насилия в отношении несовершеннолетних
Поводом для вмешательства специалистов и изучения ситуации может быть:
– информация от ребенка;
-информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;
-информация от специалистов учреждений образования;
-информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
-результаты медицинского осмотра;
-дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.
1.Признаки сексуального насилия в отношении несовершеннолетних
Работники учреждений образования должны обращать внимание на следующие особенности во внешности и поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему.
1.1.Физические признаки
Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; кроме этого, отказ от еды (анорексия), переедание (булимия).
Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:
• ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить;
• порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
• синяки и / или кровотечение в области половых органов или анального отверстия;
• жалобы на боль и зуд в области гениталий;
• повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;
• инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;
• повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
• недержание мочи;
• болезни, передающиеся половым путем;
• беременность.
Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют «медицинских» следов.
1.2. Изменения в выражении сексуальности ребенка
• странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;
• чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
• сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
• соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;
• необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; мастурбация, трение о тело взрослого и др.).
1.3. Изменения в эмоциональном состоянии и общении
• трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
• внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
• частая задумчивость, отстраненность;
• постоянная депрессивность, грустное настроение;
• нежелание принимать участие в подвижных играх;
• непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
• чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
• терроризирование младших детей и сверстников;
• чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
• возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
• отчуждение от братьев и сестер;
• жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
• амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);
• рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»;
• утрата туалетных навыков (чаще всего это касается малышей), у подростков – равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой, либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»).
1.4. Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки
• прогулы занятий в учреждении образования;
• внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;
• неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);
• принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
• неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
• отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).
1.5. Изменения самосознания ребенка
• снижение самооценки;
• отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;
• саморазрушающее поведение – употребление алкоголя, наркотиков, проституция, побеги из дома, пропуски учебных занятий, чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;
• мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки.
1.6. Появление невротических и психосоматических симптомов
• беспокойность при нахождении рядом с определенным человеком;
• боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;
• сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;
• боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от учебных занятий физической культурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра);
• головная боль, боли в области желудка и сердца;
• навязчивые страхи;
• расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).
Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии
• Отнеситесь к тому, о чем рассказал Вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает о произошедшем очень эмоционально, с подробностями. Эмоции всегда соответствуют пережитому состоянию.
• Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить Вас от болезненных переживаний.
• Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).
• Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.
• Постарайтесь максимально узнать у него точные факты произошедшего. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.
• Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.
• Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.
• Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.
• Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить Вам может оказаться нелегко.
• Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.
• Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал.
• Будьте честны. Объясните ребенку, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, педагогу социальному или сотруднику органов внутренних дел)) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов и помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
• Обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).
• Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже, если нет видимых повреждений.
• Ребенка с умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечно-сосудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать в обязательном сопровождении педагога.
• Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него, ведь он может оказаться и членом семьи/ родителем/опекуном. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
• После окончания разговора сделайте подробную запись.
Помните: интересы ребенка выше всего остального!
Чего не стоит делать
• не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Мама не будет сердиться», «Все будет хорошо». Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит);
• не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия насилия таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к специалисту, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.
Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним насилии, в значительной степени внушены насильником:
• страх, поскольку ребенок верит всему, что обещает сделать насильник (прогонит их с мамой из дома, убьет любимую собаку, расскажет всем о каком-либо поступке и т.д.);
• низкая самооценка (если со мной это происходит, а с другими детьми – нет, значит, я это заслужил);
• чувство вины (я недостаточно сопротивлялся);
• отчаяние (никто мне не поверит и не сможет помочь, будет только хуже);
• стыд (если я расскажу, все отвернутся от меня);
• отрицание (на самом деле мне не причинили большого вреда);
• любовь (я люблю этого человека и приношу себя в жертву).
Поведение склонных к жестокости родителей (признаки):
• противоречивые, путаные объяснения причин возникновения травмы у ребенка, обвинение в случившемся самого пострадавшего;
• отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц;
• неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преуменьшить;
• эмоциональная холодность в обращении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов;
• обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве;
• негативная характеристика ребенка, возложение на него ответственности за собственные неудачи, отождествление с нелюбимым родственником;
• алкогольная или наркотическая зависимость, признаки психических расстройств или проявление патологических черт характера.